Статьи партнеров
Сотовый бум продолжается. Исследование рынка услуг сотовой связи Челябинска (2003)

Популярность мобильной связи столь велика, что в некоторых городах число сотовых телефонов почти сравнялось с числом стационарных телефонов. Современный человек чувствует себя «не в своей тарелке» забыв дома маленькое пищащее устройство – «мобильник». По каким критериям человек выбирает марку и модель телефона? Каким операторам доверяет и почему? Чем отличаются все эти замысловатые тарифы и, самое главное, насколько качество обслуживания удовлетворяет потребностям современного городского жителя? Эти простые вопросы неизбежно возникают и у тех, кто уже давно пользуется услугами сотовой связи и у тех, кто еще не определился с выбором. Благо есть из чего выбирать.

Исследование рынка услуг сотовой связи в Челябинске проводилось путем стандартизированного телефонного опроса жителей города. Всего было опрошено 300 человек. 

В статье  представлены следующие результаты: объем рынка, его распределение среди операторов, перспективы роста рынка, предпочтения потребителей, наиболее важные и значимые для простого пользователя критерии, руководствуясь которыми человек делает выбор «своего» оператора. 

В настоящее время в Челябинске действует 6 операторов сотовой связи: 

в стандарте GSM - ООО “Южно-Уральский сотовый телефон” (ЮУСТ), ЗАО “Росико” (МТС), ЗАО “Уральский GSM” (“Мегафон”); 

в стандарте IS-95 (CDMA) – ОАО “Уралсвязьинформ” (CDMA); 

в стандарте AMPS/DAMPS – ООО “Челябинская сотовая связь" (ЧСС). 


В результате исследования было выявлено, что услугами сотовой связи в г. Челябинске пользуются - 42% семей. При этом абонентами сотовой связи являются 244000 человек, или 25% жителей. Это значит, что каждый четвертый человек, идущий Вам навстречу имеет в кармане своего пиджака или сумочки сотовый телефон.

Важнейшим индикатором деятельности любого сотового оператора является число его абонентов. С этим у ведущих игроков челябинского рынка все в порядке — число клиентов, как говорится, растет не по дням, а по часам. Борьба за челябинский рынок услуг сотовой связи продолжает усиливаться. Последний год мы с интересом наблюдали экспансию столичных операторов в регионы, которые не обошли стороной и Челябинскую область. 

Самыми мощными (по зоне покрытия) сейчас являются ЮУСТ и МТС, затем «Мегафон». 

 

По числу абонентов лидерство принадлежит компании ООО “Южно-Уральский сотовый телефон” - 52% (от общего числа всех абонентов), затем МТС - 22%, CDMA – 12%,«Мегафон» и ЧСС - по 7%. 

Для сравнения приведем данные по расстановке сил на российском рынке сотовой связи — МТС (37% абонентов), «ВымпелКом» («Би-Лайн») (30% абонентов) и «Мегафон» (17% абонентов) (в порядке убывания общей численности абонентов) (Источник: CNews.ru по данным компаний ). 

Число абонентов сотовых операторов в г. Челябинске на начало августа 2003 года 

 

Как выбираем оператора?

По результатам исследования было выявлено, что при выборе оператора сотовой связи абоненты в качестве источника информации ориентируются на советы друзей (52%), на наружную рекламу (17%) и радио (9%).

Качество предоставляемых услуг в качестве критерия выбора было отмечено у CDMA (11,8% абонентов), у Мегафона (10%абонентов), у ЧСС (11,1%абонентов) и у ЮУСТ (6,7%абонентов). 

Наиболее важными и определяющими при выборе оператора являются следующие критерии (по убывающей):

  • удобный тариф;

  • советы знакомых;

  • приемлемая цена; 

  • пользуются ли оператором друзья, знакомые и родные; 

  • зона покрытия.


За что любят?

CDMA выбирают в основном из – за выгодного тарифного плана; 

«Мегафон» из – за приемлемой цены; 

ЧСС рекомендуют знакомые; 

МТС выбирают из-за бесплатного подключения и наличия роуминга. 

Приток новых абонентов ЮУСТ происходит в основном за счет того, что им пользуются родственники, друзья и знакомые. 

Радует то, что в сводках новостей сотовой связи слово «бесплатно» встречается в этом году необыкновенно часто. Что ж, потребитель от этого тоже не прогадал. В связи с этим, наиболее популярными тарифами среди абонентов являются:
1. Летний ЮУСТ (19%);
2. Сделай сам ЮУСТ (15%);
3. CDMA (11,5%);
4. Любимый ЮУСТ (8%).

Операторы и аппараты

Любопытно, что прослеживается определенная взаимосвязь между оператором и маркой сотового телефона абонента. Вероятно, это происходит потому, что в офисах компаний-операторов находя тся также пункты продаж телефонных аппаратов и дополнительных аксессуаров: чехлов, зарядных устройств и т.д. Самыми популярными среди жителей г.Челябинска являются следующие марки:
- SIЕMENS используют 23% абонентов МТС и 31% абонентов ЮУСТ;
- SAMSUNG предпочитают 27% абонентов CDMA;
- NOKIA – 33%абонентов Мегафона; 
- MITSUBISHI – 50% (!) абонентов ЧСС.

Следует отметить, что в области дополнительных (технологических) услуг в настоящее время лидируют аппараты GSM, предоставляя такие услуги как переадресация звонков, определитель номера, конференц-связь, голосовая почта, передача коротких сообщений (SMS-сообщений), роуминг и т.д. 

Предпочтения социальных групп

Услугами ЮУСТ пользуются в основном служащие и рабочие (35,6%), специалисты (20%), студенты (24,4%). 

Клиентами МТС являются рабочие и служащие (47,4%), предприниматели (15,8%), далее одинаковое количество процентов абонентов составляют руководители, специалисты и домохозяйки (все по 10,5%).

Пользователи CDMA – руководители и специалисты (36,4%). 

В «Мегафоне» клиентскую базу составляют специалисты (50%), студенты (33,3%) и домохозяйки (16,7%). 

А в ЧСС основной процент пользователей - это рабочие и служащие (33,3%). 


Потенциальные клиенты

В ходе исследования также опрашивались и потенциальные клиенты услуг сотовой связи. Всего в ближайшем году планирует начать пользоваться услугами мобильной связи 100 тыс. человек, то есть рынок увеличится на 40%. К Мегафону собираются подключиться около 26%, к ЮУСТ и МТС – по 17%, и около 40% будущих абонентов в своём выборе ещё не определились. То есть за 40 тысяч потребителей еще можно побороться. При этом необходимо учитывать, что потенциальные клиенты в качестве каналов получения информации в основном ориентируются на советы знакомых (МТС - 48%, ЮУСТ - 63%,«Мегафон» – 89%).

Выводы и прогнозы

Итак, можно прогнозировать, что до конца года расстановка сил на челябинском рынке сотовой связи изменится. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: 

  • количество абонентов у Мегафона в ближайшее время как минимум удвоится; 

  • ЮУСТ, демонстрируя отличную статистику роста при сравнительно небольшом оттоке абонентов (11% пользователей собираются сменить оператора) сохранит лидирующее положение в Челябинске и по-прежнему будет являться мощным и главным конкурентом МТС и «Мегафону»; 

  • показатели оттока у МТС составляют те же 11 %;

  • в «Мегафоне» отток клиентов несколько больше, чем в МТС и ЮУСТе (17%);

  • самые лояльные пользователи сотовой связи у компании CDMА: желающих сменить оператора не нашлось; 

  • больше других хотят расстаться со своим оператором абоненты ЧСС, здесь процент желающих сменить компанию составляет 67%. 

Причины перехода абонентов к другим сотовым компаниям отличаются - 

абоненты ЮУСТ ищут более дешевые тарифы (33%), 

абонентов МТС и «Мегафона» в основном не устраивает недостаточная зона покрытия в Челябинской области (10%) и плохое качество связи (10%), 

абоненты ЧСС просто ищут что–нибудь более перспективное (25%). 

В ближайшем будущем компания «ВымпелКом» («БИ-Лайн» GSM) планирует ввод в коммерческую эксплуатацию своих сетей. Это значит, что наш рынок услуг сотовой связи пополнится еще одним общероссийским гигантом. Насколько успешной будет кампания данного оператора у нас в городе – остается только предполагать, но на российском рынке «ВымпелКом» по количеству абонентов занимает второе место.


В общем же можно констатировать, что сотовый бум продолжается. Что же нам следует ожидать? Налицо следующие тенденции

Во-первых, неуклонно растет количество людей, использующих мобильную связь и интернет. По логике вещей, мобильные услуги, связанные с высокоскоростным доступом к сетям, должны быть востребованы. Однако здесь большое значение играет много факторов, основной из которых — стоимость услуг для конечного пользователя — ведь мобильная связь и интернет получили свое широкое распространения только после того, как рынок предложил приемлемые цены (вероятно, кто-то еще помнит, что стоимость подключенного «мобильника» доходила до $2000). Поэтому не исключен и такой сценарий: постепенный переход от бизнеса, ориентированного на узкую прослойку финансовой элиты с постепенным вовлечением более широких масс (технологии за это время должны уйти вперед и подешеветь). Компании в Челябинской области пока строят свой бизнес на основе услуг, реально востребованных рынком, поэтому дорогие новинки, предлагаемые столичным жителям, пока, увы, нам не доступны. 

Во-вторых, популярность использования службы коротких сообщений (SMS-сообщений) растет в соответствии с общемировой тенденцией. Можно говорить о том, что в этом году российские сотовые операторы активно работают для создания единого SMS-пространства на всей территории России. Примечательно то, что прямой SMS-шлюз между операторами связи, работающими в разных стандартах (CDMA и GSM), в России уже осуществлен. В настоящее время услуга доступна только московским абонентам компаний, однако, операторы планируют запустить прямой обмен SMS и в региональных сетях.

Итак, конкуренция между сотовыми операторами усиливается, что неизбежно отражается на качестве предоставляемых услуг, их стоимости и сопутствующем сервисе. Какого оператора предпочесть – решать Вам. Благо есть из чего выбирать.
Источник: ММЦ «Челябинск-Москва», октябрь 2003