Статьи партнеров
Обзор рынка страховых услуг (2004)
Обзор рынка страховых услуг Челябинска

ММЦ «Челябинск-Москва».

До недавнего времени российский рынок страховых услуг был монополизирован государственными страховыми организациями: Госстрах и Ингосстрах. После 1998 года, по данным Госкомстата РФ, в России уже насчитывалось около 1,5 тыс. страховых компаний, которые имели 4 753 филиала. Спрос на услуги страховых компаний в России все еще формируется. Постепенно складывается и региональный рынок страховых услуг.

Маркетинговые исследования, обзоры рынков
март 2004

Обзор рынка страховых услуг Челябинска был проведен в феврале-марте 2004 года ММЦ «Челябинск-Москва». В исследовании приняло участие 100 предприятий нашего города.

Кто предоставляет услуги страхования
Сегодня на рынке страховых услуг г. Челябинска активно действуют более 22 различных страховых компаний. Несмотря на то, что столичные компании обладают большой и достаточно развитой сетью филиалов, что позволяет им охватить многие региональные страховые рынки, предприятия г. Челябинска все-таки предпочитают пользоваться услугами местных страховых организаций. Так, по данным исследования доля корпоративных клиентов местных компаний составляет почти 65% из числа опрошенных предприятий; доля клиентов общероссийских компаний - 35%.
Какие же компании представляют местный рынок страховых услуг? Результаты опроса показали, что по числу корпоративных клиентов лидирующее положение на страховом рынке г. Челябинска занимает компания «ЮжУралАско» - 34% предприятий. И это не удивительно. ОАО «ЮжУралАско» - первый негосударственный страховщик на Южном Урале и на данный момент входит в число лидеров российских компаний.
По 11% корпоративных клиентов поделили между собой компании ЗАО «Траст» и ЗАО «ЮжуралЖАСО».
Среди общероссийских страховых компаний, функционирующих на рынке г. Челябинска, можно отметить ОАО «Росгосстрах» (9%), ОАО «Ингосстрах» (8%), ОАО «Военно-страховая компания» (8%), ОАО «РОСНО» (7%); доля всех остальных участников рынка невелика и составляет от 1 до 5%. Следует отметить, что каждое третье предприятие из числа опрошенных пользуется услугами 2-х страховщиков.

Потребители страховых услуг
Наиболее активно пользуются услугами страховых компаний предприятия таких отраслей как торговля, строительство, продукты питания, одежда и обувь. На них приходится 42% от числа всех пользователей страховых услуг.
В целом, все предприятия Челябинска из числа опрошенных имеют опыт сотрудничества со страховыми компаниями от 1 года до 12 лет. Следовательно, можно считать, что Челябинский рынок страховых услуг начал активно складываться с 1992 года. При этом с уже упомянутыми выше компаниями предприятия, в среднем, сотрудничают около 6-ти лет.
Опыт работы корпоративных клиентов из числа предприятий Челябинска с другими страховщиками пока незначительный – от 1 до 3-х лет. В ближайшее время, до конца 2004 года, ни одно из опрошенных предприятий не планирует менять компанию-страховщика. Возможно, причиной этого является тот факт, что большинство корпоративных клиентов страховых компаний «полностью» или «достаточно» удовлетворены качеством предоставляемых услуг – 60% и 30% соответственно. Имеются и «не совсем довольные» клиенты, как у местных компаний, так и общероссийских (10%).

Критерии выбора страховщика
Интересно, что при выборе компании-страховщика предприятия ориентируются, в первую очередь, на репутацию и имидж компании (53%).
Менее значимыми критериями для респондентов являются: предоставление льгот и скидок (17%), размер резервного фонда (12%), достаточная продолжительность работы на рынке (10%), активное рекламное предложение (10%), ставки и тарифы (8%).
Значительное число респондентов (14%) указали, что при покупке оборудования в кредит, при лизинге или при заложении имущества банк сам определяет для клиента ту или иную страховую компанию. Удивительно, что именно корпоративных клиентов при выборе компании-страховщика меньше всего интересует размер уставного капитала – всего 3%.

Виды страховых услуг
При сотрудничестве со страховыми компаниями предприятия, как правило, используют не менее 2-3-х видов страховых услуг. Основная доля в общем объеме поступлений страховых компаний от корпоративных клиентов приходится на добровольное страхование имущества – около 60%.
В отрасли страхования имущества наиболее используемыми видами услуг является страхование оборудования (35%), грузов (32%),зданий (30%), товарных запасов (25%), транспорта (22%), инвентаря (17%) и мебели (12%).
Доля отрасли страхования гражданской ответственности составляет 24% и, как правило, в данной отрасли предприятия подвергают страхованию опасные виды производства. Доля отрасли личного страхования – 18%.
Самый используемый вид страховых услуг в данной отрасли – это страхование персонала (40%) и медицинское страхование (16%). Следует также отметить, что в текущем (2004) году каких-либо существенных изменений в спросе на страховые услуги со стороны корпоративных клиентов не предвидится.

Данный обзор рынка защищен законом об авторском праве РФ. Перепечатка допускается и приветствуется при условии сохранения содержания статьи с указанием на источник - ММЦ «Челябинск-Москва».
Допускается и приветствуется копирование в онлайновых изданиях при условии сохранения HTML-форматирования "как есть".